Главная » Комплекс » УЛЬЯНОВСК. СТРИЖОВ ОВРАГ

УЛЬЯНОВСК. СТРИЖОВ ОВРАГ

г. Ульяновск, Стрижов Овраг

Объекты

Категория объекта

Первичное захоронение жертв политических репрессий

Статус

Статус места памяти: Отсутствие статуса

Уровень статуса: Отсутствие статуса

Управление

Управление: Государственное

Вид государственного управления: Муниципальное

Учреждение/организация: Организация

Контакт: Захоронение расположено на территории, подчиненной Администрации города Ульяновск: 432970, Россия, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, 7; http://ulmeria.ru/; +7 (8422) 73-75-80, +7 (8422) 42-57-91, +7 (8422) 41-45-08

История объекта

На южном и северном склонах Стрижова оврага в кон. XIX – нач. ХХ веков располагалось кладбище губернской земской больницы. Во время холерной эпидемии 1892 года кладбище оказалось переполненным. К 1930-м годам больничное кладбище в Стрижовом овраге не функционировало, шоферами ульяновского ассенизаторского обоза сюда свозились нечистоты из городских выгребных ям.
О проведении расстрелов и захоронений в Стрижовом овраге уже в 1930 — 1931 годах свидетельствуют акты Ульяновского Окротдела ОГПУ о приведении в исполнение постановлений тройки при ПП ОГПУ в отношении Чашина Филиппа Ивановича, Гнеушева Александра Федоровича, Бурова Сергея Логиновича, Кадышева Василия Егоровича, Кадышева Якова Моисеевича, Лукьяновой Елены Дмитриевны и др. Согласно актам, «трупы растрелянных зарыты на соответствующей глубине за городом Ульяновском в Стрижевом овраге» и «на больничных кладбищах (заразных)».

В соответствии с оперативным приказом Народного Комиссара Внутренних дел Союза ССР — Генерального Комиссара Государственной Безопасности Ежова за № 00447 от 31.07.1937, 4 августа 1937 в Ульяновский городской отдел НКВД поступил совершенно секретный приказ об организации мероприятий по исполнению постановлений «троек» о расстрелах, где начальнику отдела капитану ГБ Коробицину надлежало «немедленно приспособить соответствующее помещение в здании НКВД (желательно подвальное) пригодное под спецкамеру для выполнения приговоров о расстреле»; исполнение приговоров производить ночью; «трупы должны быть вывезены к заранее приготовленной яме, тщательно зарыты и ямы замаскированы»; «должна быть обеспечена полная конспирация места, времени и техника исполнения приговоров о высшей мере наказания».
Из материалов дела № 22 «о незаконных массовых репрессиях по политическим мотивам в годы сталинизма» (1993) известно, что расстрелы производились в подвале здания УНКВД г. Ульяновска (бывший дом купца Сачкова) по адресу ул. Льва Толстого, 73-75. Тела некоторых расстрелянных захоранивались здесь же во дворе, но, как правило, далее тела убитых свозились к месту захоронений. «Для перевозки трупов на кладбище (расстояние 5 км)» 4 августа 1937 начальник горотдела НКВД по Ульяновску Коробицын (занимал эту должность до ноября 1937) просил у областного НКВД предоставить грузовую машину. Согласно материалам дела, одним из мест захоронения расстрелянных был Стрижов овраг (район совеременных улиц Сенгиеевской, Карамзинской и 2 пер. Кирова; бывшее больничное кладбище для инфекционных больных; территория производства Ульяновского моторного завода и жилого микрорайона по ул. Локомотивной). Наличие в этих местах захоронений подтверждается свидетельствами Б.И. Никитина, работавшего в 1937-1938 бригадиром ассенизаторского обоза. Никитин рассказал, что был свидетелем земляных работ на городской свалке в районе Стрижова оврага. На вопрос к старшему свалки о происходящем, он получил ответ, что здесь хоронят «врагов народа». В материалах дела 1993 года содержится ряд других свидетельств жителей Ульяновска, подтверждающих наличие захоронений расстрелянных в Стрижовом овраге.
В процессе расследования уголовного дела «о незаконных массовых репрессиях по политическим мотивам в годы сталинизма» (1993) были проведены раскопки на территории Ульяновского моторного завода и Стрижова оврага, однако останков тогда обнаружено не было. На начало 2010-х по дну Стрижова оврага проложены специальные дренажные каналы, призванные обеспечить отвод воды с ул. Кирова и близлежащих улиц. Тем не менее, очертания оврага не изменились, что позволяет определить бывшие траншеи и ямы по особенностям ландшафта. По свидетельствам жителей Ульяновска, останки периодически вымываются и выветриваются на поверхность земли.

История обнаружения объекта

История коммеморации

Благоустройство

Список источников и литературы

Постановление следователя по особым делам прокуратуры Ульяновской области Шлейкина И.М. по уголовному делу о незаконных массовых репрессиях по политическим мотивам в годы сталинизма.11.05.1993 // Книга памяти жертв политических репрессий Ульяновской области / Под ред. прокурора Ульяновской области Ю.М. Зотова. Ульяновск: Дом печати, 1996. С. 997-1001.
Докладная записка прокурору Ульяновской области о фактах произвола и беззакония, совершенных в годы политических репрессий и выявленных в ходе расследования уголовного дела №22 // Там же. С. 1002-1015
Акт о приведении в исполнение постановления заседания Тройки при ПП ОГПУ по СВК от 15 апреля 1930 г. в отношении Гнеушева А.Ф. 28.04.1930 // Там же. С. 750
Хлебников О. Исповедь рядового палача // Новая газета. 2011. № 133, 28 ноября
Шлейкин И.М. Безымянные могилы во дворе // Новая газета. 2011. № 128, 16 ноября
Павлов А. Трупы закапывали на свалке. 15.07.2013 // Ульяновск — город новостей

Объекты